logo===

Русское географическое общество

Воронежский государственный университет

Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области

http://www.vsu.ru/russian/symbolics/images/vsu_gerb110x130.jpg

Медико-экологический атлас города Воронежа

 

 

 

 

Техногенные источники экологического риска

(описание к картам 1-4)

 

Основными источниками техногенного загрязнения города являются промышленные предприятия, автотранспорт, инженерные сети, коммунальные и энергетические объекты, строительные объекты. Индустриальная база Воронежа представлена в основном объектами теплоэнергетики, а также предприятиями машиностроения, химической, пищевой и строительной индустрии. Суммарно промышленно-коммунальные зоны составляют 7,2 % от общей территории застройки города [2].

Вклад от стационарных источников в загрязнение атмосферного воздуха областного центра составляет около 11%. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории городского округа город Воронеж вносят следующие отрасли [1]:

- теплоэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и др.);

- производства химической промышленности (ОАО «Воронежсинтезкаучук», ЗАО «Воронежский шинный завод»);

- коммунального хозяйства (Правобережные очистные сооружения ООО «РВК-Воронеж», ООО «Левобережные очистные сооружения»);

- транспортных средств, машиностроения и оборудования (ОАО «ВАСО», ФКА «Воронежский механический завод»).

Приоритетными загрязняющими веществами в выбросах предприятий являются: азота диоксид, стирол, толуол, фенол. На территории города исторически сложилось несколько промышленно-производственных комплексов. Крупнейшим из них является Левобережный промышленный район, включающий ТЭЦ-1, ОАО «Воронежсинтезкаучук», ЗАО «Воронежский шинный завод», АООТ «ВАСО», ДАОЗТ «Воронежстальмост». К числу достаточно крупных промышленных комплексов относится Коминтерновский (ОАО «ВЭКС», АО «Электросигнал», АО «Воронежтяжмехпресс» и др.), Северо-Восточный, Юго-западный и Южный промышленные узлы. Быстро формируются новые промышленные узлы в пос. Придонской, на проспекте Патриотов, в южной части Левобережного района. Причем ранее построенные на окраине Воронежа промышленные предприятия в результате активного городского развития оказались в городской черте. Дисперсные включения коммунально-складских и производственных участков в городскую структуру создают ситуацию, в которой практически все жилые территории находятся в зоне их влияния, а несколько сотен жителей до сих пор проживают в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, что недопустимо в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормативами [2].

По опубликованным данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области, согласно информации из формы государственной статистической отчетности 2ТП (воздух) – «Сведения об охране атмосферного воздуха», в атмосферный воздух г.Воронежа от организованных (промышленных) источников поступает 343 загрязняющих вещества, общим объёмом выбросов около 10,5 тыс. т/год [3].

Наибольшее количество населения, подверженное высоким уровням загрязнения атмосферного воздуха, зарегистрировано по азота диоксиду – 165 тыс. человек и углерода оксиду – 125 тыс. человек [1].

Основной вклад в загрязнение воздушного бассейна по общей эмиссии загрязняющих веществ вносят выбросы от автотранспорта (более 88 %). В городе Воронеже остро стоит проблема роста городского автопарка. Так, по данным Управления ГИБДД ГУВД по Воронежской области в 2001 году было зарегистрировано 204,4 тыс. автомобилей, в 2012 году – 270,2 тыс. автомобилей, а уже к 2016 году – 318,4 тыс. автомобилей  [2]. Подобная динамика привела к тому, что практически вся транспортная сеть города  достигла предела пропускной способности.

Нагрузка от автотранспорта на улично-дорожную сеть характеризуется показателем интенсивности движения. Интенсивность движения – это количество автомобилей, проходящих через данное сечение дороги за единицу времени, т.е. количество автомобилей, проезжающих за сутки на участке полотна.

Согласно требованиям ГОСТ (ГОСТ 17.2.2.03–77 «Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения»), суммарная интенсивность движения считается низкой при прохождении в среднем 2,7 – 3,6 тыс. авт./сут., средней - при прохождении в среднем 8 – 17 тыс. авт./сут., высокой - при прохождении в среднем 18 – 27 тыс. авт./сут.

В г. Воронеже, в соответствии с «Положением о присвоении категорий, шифров и кодов улицам и автомобильным дорогам города Воронежа» от 06.04.2004 г., улицам и автомобильным дорогам в зависимости от расчетной интенсивности движения (а также других факторов, таких как особенности конструкции дорожного покрытия, основное назначение дорог и характеристики движения) устанавливаются коды по категориям:

1Б – высокая интенсивность (свыше 80 тыс. авт./сут.);

2Б – высокая интенсивность (свыше 120 тыс. авт./сут.);

2В – высокая интенсивность (свыше 48 тыс. авт./сут.);

2Г – высокая интенсивность (свыше 30 тыс. авт./сут.);

3А – средняя интенсивность (свыше 8 тыс. авт./сут.);

3Б – средняя интенсивность (свыше 18 тыс. авт./сут.);

3В – низкая интенсивность (свыше 4 тыс. авт./сут.);

3Г – высокая интенсивность (свыше 40 тыс. авт./сут.);

3Д – низкая интенсивность (свыше 6 тыс. авт./сут.).

На основании созданного реестра промышленных и автотранспортных вкладчиков в загрязнение атмосферы города Воронежа нами разработана оригинальная методика оценки опасности воздействия источников загрязнения атмосферы, включающая следующие этапы (1 - 3).

1. Оценка потенциальной опасности промышленных вкладчиков. По каждому промышленному объекту (промплощадке) определяли расчетным путем индексы опасности выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) с учетом класса опасности веществ, а средневзвешенный индекс экологической опасности предприятия  определялся по гигиеническим подходам, ранее примененным в г.Воронеже [3] для расчета суммарного индекса загрязнения атмосферы Катм.,  по формуле (1):

где Сi – средняя за год концентрация i-вещества; ПДКi – среднесуточная предельно допустимая концентрация i-вещества;  Ni – константа, принимающая значения 1; 1,5; 2; 4 соответственно для веществ 1, 2, 3, 4 классов опасности;  t = Р / Ро, где Р - среднегодовой процент повторяемости штилей, %; Ро = 12,5 %.

Используя весовые константы, применили следующую формулу (2):

где И1кл...4кл - % от общегородского выброса ЗВ для веществ 1 ... 4 классов опасности соответственно. 

Отдельно определяли индекс опасности выбросов канцерогенных загрязняющих веществ (CR) – суммарный выброс веществ с установленным канцерогенным эффектом в % от общегородского выброса загрязняющих веществ (ИСR). При этом канцерогенами считали вещества по классификации Международного института оценки риска здоровью [3].

2. Оценка потенциальной опасности автотранспортных вкладчиков. Сначала по каждой из  основных улиц города с учетом её категории была определена среднегодовая интенсивность движения транспортных средств. Далее по справочнику улиц определены индексы потенциальной опасности выбросов от автотранспортных средств: индекс потенциальной опасности выбросов легковыми, грузовыми автотранспортными средствами – ранговые показатели в зависимости от интенсивности движения автотранспорта по улицам различных категорий – и суммарный ранг автотранспортной нагрузки по общей интенсивности автотранспорта на улице заданной категории (Иатн).

3. Расчет суммарного индекса экологической нагрузки промышленно-транспортной инфраструктуры ( И∑ ) на городскую среду для любой операционной территориальной единицы проводится с учетом весовой значимости трех основных показателей опасности выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы по формуле (3):

где i...n – количество объектов (промплощадок, уличных трасс) в пределах заданной территориальной единицы.

Анализ корреляционных связей в системе «источники - загрязнения - транзитные среды - депонирующие абиотические среды» показал в целом вполне логичную картину: в общем массиве корреляций преобладают значимые положительные коэффициенты (в основном в 55 - 84 % случаев по большинству критериев), причем наиболее устойчивые связи отмечаются по наиболее массовым выбросам веществ 3 и 4 классов опасности, канцерогенам, а также интенсивности общей промышленно-транспортной нагрузки, определяемой во многом легковым автотранспортом и удельным вкладом канцерогенов, присутствующих в выбросах от стационарных источников.

Проведенное ранжирование ответного «отклика» геохимических индикаторов на промышленно-транспортное воздействие показало более сильный «отклик» критериев качества атмосферы, а к приоритетным геохимическим индикаторам следует отнести: сажу и формальдегид в атмосфере, суммарный показатель загрязнения почвы подвижными формами тяжелых металлов - свинца, цинка, меди, кадмия.

После усреднения данных и пересчета интенсивности движения автотранспорта на показатель количества автомобилей, проезжающих за сутки на участке полотна, была построена карта категорий улиц. Расчет был произведен с учетом дифференциации: легковой автотранспорт, грузовой транспорт, автобусы. Структура транспортного потока для г. Воронежа составила: грузовой транспорт – 2,9%, автобусы – 6,6%, легковой транспорт – 90,5%.

В целом уровень загруженности автотранспортом в г. Воронеже в различных частях города характеризуется как очень высокий. Особо большая степень негативного воздействия на городскую среду отмечается в пределах более крупных и загруженных улиц (категории 1Б, 2Б).

Среди мероприятий, направленных на снижение экологического риска, связанного с источниками техногенного загрязнения городской среды,  на территории Воронежа, приоритетными являются три задачи, направленные на  минимизацию содержания в атмосфере  загрязняющих веществ – производных технологического прессинга города:

- модернизация транспортных сетей города с увеличением их пропускной способности, качества дорожного покрытия, средней скорости движения транспортных средств, в перспективе – возрождение и развитие электротранспорта, а, возможно,  и создание линий «легкого метро» по образцу крупных европейских городов;

- модернизация технологических процессов, сокращение выбросов в атмосферу предприятий теплоэнергетики, вынос за границу городской черты ряда промышленных объектов повышенной опасности загрязнения воздушного бассейна;

- развитие и реконструкция систем внутригородского и внешнего пригородного озеленения с созданием экологического каркаса.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия в городском округе город Воронеж в 2016 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, 2017. – 123 с.

2. Виноградов П.М. Оценка акустической и автотранспортной нагрузки в городе Воронеже / П.М. Виноградов, А.П. Карпова // Медико-экологическая диагностика состояния окружающей среды города Воронежа. – Воронеж, 2017. – С. 70-78.

3. Интегральная экологическая оценка состояния городской среды / С.А. Куролап, О.В. Клепиков, П.М. Виноградов и др.    Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2015. –  232 с.