Русское географическое общество Воронежский государственный университет Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области |
Медико-экологический атлас города Воронежа |
Акустическое загрязнение: шумовое воздействие (описание к карте 10) Основным источником акустического загрязнения окружающей среды города Воронежа служит автотранспортный шум (около 80% всего шумового фона в городе) [2]. Это объясняется наличием интенсивных транспортных потоков практически на всех крупных и средних автомагистралях. Параметром оценки шума, создаваемого автотранспортными потоками на территории города и используемого для шумовой характеристики транспортных потоков, является уровень шума, измеряемый в дБ (п. 1.2 ГОСТ 20444-85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики»). Этот параметр используется в нормативно-технической документации как гигиенический норматив шума. В течение 2016-2018 гг. нами систематически проводились натурные измерения шума в зонах влияния автомобильных дорог с различной интенсивностью транспортного потока. В ходе работы были произведены фактические замеры шума на 32 улицах (таблица) [2]. Превышения норм шума определялись с помощью СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Согласно указанному нормативу, допустимыми считаются уровни звука уличного движения, не превышающие днем (с 7 до 23 ч) 55 дБ и ночью (с 23 до 7 ч) 45 дБ у стен домов и 70 дБ днем и 60 дБ ночью на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, поликлиникам, домам отдыха и иным сооружениям (гостиницы и общежития 75 дБ и 65 дБ соответственно). В соответствии с санитарными нормами, шум, создаваемый средствами автомобильного транспорта, допускается принимать на 10 дБ выше указанных значений. По результатам натурных измерений была создана картосхема шумовой нагрузки г. Воронежа. По полученным данным существенные превышения уровня звука (свыше 80 дБ) периодически отмечаются на улицах: Остужева, Ленинский проспект, Ломоносова, Тимирязева, Лизюкова, Хользунова, Беговая, 45 Стрелковой Дивизии, 60 Армии, Бульвар Победы, Московский проспект, проспект Революции, Владимира Невского, Транспортная, Холмистая, Куцыгина, Кольцовская, проспект Труда. Данные улицы являются основными транспортными «артериями» города, здесь отмечается наиболее высокая интенсивность движения. Уровни шума здесь превышают гигиенические нормы почти на 10 дБ на территориях, прилегающих к жилым зданиям, больницам и иным сооружениям (см. табл.). Таблица. Уровни шума на улицах г. Воронежа в различные сезоны года В некоторых районах транспортные магистрали проходят в непосредственной близости от жилых зданий (например, Рабочий проспект, где расстояние от края полотна дороги до стен жилых домов не более 10 м). В таких районах нормой является шум, не превышающий величину в 55 дБ. В настоящее же время на этих улицах создаются значительные превышения, которые достигают 25-30 дБ. Это свидетельствует о том, что население, проживающее вблизи таких автодорог, испытывает большой дискомфорт. Подобный уровень акустической нагрузки может оказывать серьезное негативное влияние на здоровье граждан [3]. На остальных исследованных улицах превышений (свыше 80 дБ) допустимых значений уровня шума на территориях близ жилой и общественной застройки не отмечено. Самыми «тихими» улицами являются: переулок Балтийский, переулок Ботанический, улица Конструкторов, Куколкина, Дарвина. Здесь уровни шума колеблются в пределах от 50 до 69 дБ. Оценка уровней шума в различные сезоны года позволила сделать вывод о том, что уровни шума на крупных магистралях увеличивались в осенне-зимнее время и снижались в весеннее время. Такую ситуацию можно объяснить тем, что в это время дополнительный шум исходит от более жесткой зимней резины автомобилей (оборудованной шипами). Кроме того, в холодное время года на проезжей части нередко образуется наледь, для устранения которой на дорогах применяется противогололедные реагенты. Применение подобных реагентов устраняет проблему наледи, но создает на дорожном покрытии «слякоть», значительно повышающую уровень шума. Отсутствие зимой листвы зеленых насаждений существенно усугубляет сложившуюся проблему сверхнормативной акустической нагрузки. В весеннее же время отмечается начало периода вегетации, смена зимней резины на более мягкую «нешипованную» летнюю, увеличение скорости транспортного потока и, как следствие, снижение шумового фона в городе. Согласно классификации улиц по категориям загруженности автотранспортом [2] магистрали, которые относятся к категориям 1Б, 2Б, 2В, 2Г характеризуются как «непереносимо шумные» и относятся к 6 классу шумности. Улицы категории 3А относятся к 4 классу и являются «очень шумными», категории 3Б характеризуются как «сверхшумные» и относятся к 5 классу шумности, категории 3В относятся ко 2 классу шумности и определены как улицы повышенной шумности, категории 3Г – шумные – 3 класс шумности, категории 3Д – малошумные – относятся к 1 классу шумности. Анализ акустического фона города в целом показывает, что вполне комфортными для проживания являются следующие районы: Ленинский, Центральный (район Агроуниверситета), Коминтерновский (район 3 поликлиники) и Железнодорожный районы (мкрн. Отрожка) – здесь шумовая нагрузка в основном не превышает пределы установленной нормы. Неблагоприятными являются Коминтерновский (кроме района 3 поликлиники), Советский, Левобережный и Центральный (кроме района Агроуниверситета) районы. Уровень шума в этих районах превышает норму и вызывает необходимость проведения мероприятий для снижения акустического давления для достижения нормативных показателей шума и комфорта проживания граждан. Результаты оценки риска для здоровья от воздействия шумового фактора подтверждаются данными Управления Роспотребнадзора по Воронежской области. В ряде районов риск для здоровья городского населения при существующих уровнях шума от автомобильного транспорта превышает приемлемые величины [1]. Наиболее высокие показатели риска для здоровья от воздействия транспортного шума характерны для заболеваний сердечно-сосудистой системы. По мере увеличения возраста (вероятной продолжительности времени воздействия) от 10 до 35 лет уровень риска оценивается как средний (величины риска составляют от 0,051 до 0,342 единиц), от 40 до 45 лет – как высокий (от 0,352 до 0,591), от 50 до 70 лет – как экстремальный (от 0,607 до 1). За последние годы наибольший удельный вес в структуре обращений граждан на неблагоприятные условия проживания из числа факторов физической природы (шум, вибрация, параметры микроклимата, электромагнитные поля, освещенность) обусловил шум (около 60%). На проблемных территориях целесообразно провести мероприятия по снижению шумовой нагрузки: установить шумозащитные экраны; где возможно достигнуть усиление шумозащитных качеств зеленых насаждений путем специальных многорядных посадок; осуществить перераспределение транспортных потоков из жилого сектора на новые скоростные автомобильные дороги, преимущественное размещение которых должно проектироваться в санитарно-защитных зонах предприятий, на нарушенных и неудобных землях, в зонах малоэтажной застройки с установкой шумозащитных экранов [1]. В новых стоящихся микрорайонах перспективно применение вдоль магистралей жилых зданий специальных типов, выполняющих роль шумозащитных экранов, имеющих специальную планировку квартир, в которых подсобные помещения, кухни и лестничные клетки (т.е. помещения, которые не предназначены для отдыха людей) обращены в сторону шумной магистрали. Естественно, что реализация таких масштабных задач требует не только грамотных градостроительных решений, но и больших организационно-технических усилий и финансирования. Данные задачи необходимо решать в контексте общего развития города в комплексе с другими проектными решениями, обеспечивающими комфортную, экологически и гигиенически безопасную городскую среду обитания. Полученные результаты являются объективной информацией и могут быть использованы при планировании развития селитебных территорий; обосновании адресных управленческих решений, направленных на снижение уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием автотранспортного шума. ЛИТЕРАТУРА 1. Клепиков О.В. Проблема городского автотранспортного шума и пути её решения // О.В. Клепиков, Н.П. Мамчик, Н.Ю. Самодурова // Медико-экологическая диагностика состояния окружающей среды города Воронежа. – Воронеж, 2017. – С. 58 – 70. 2. Куролап С.А. Оценка экологического риска от воздействия автотранспортного комплекса в крупных городах Центрального Черноземья / С.А. Куролап, А.Б. Якушев, П.М. Виноградов, А.П. Карпова // Экогеохимия и биоиндикация техногенных рисков территорий интенсивного антропогенного освоения. – Воронеж, 2018. – С. 6-40. 3. Чубирко М.И. Гигиеническая оценка шумового фактора крупного города / М.И. Чубирко, Ю.И. Степкин, О.В. Середенко // Гигиена и санитария. – 2015. – №94(9). – С. 37-38. |