logo===

Русское географическое общество

Воронежский государственный университет

Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области

http://www.vsu.ru/russian/symbolics/images/vsu_gerb110x130.jpg

Медико-экологический атлас города Воронежа

 

Социально-экологическая комфортность городской среды

(описание к карте 32)

 

Зонирование территории городского округа город Воронеж при помощи геоинформационных технологий проведено в программном пакете ArcGIS на основе авторской методологии оценки социально-экологической комфортности населения урбанизированных территорий [1]. Разработанная методология позволяет установить значение данного показателя с учётом 3 основных факторов – социально-экономических условий территории, комфортности природных условий, качества окружающей среды [1].

Социально-экономические условия, влияющие на комфортность проживания населения, можно разделить на 3 группы.

1. Экономический потенциал.

Данный фактор представляет собой усреднённый показатель покупательной способности населения, складывающийся из отношения средней заработной платы к уровню цен в данном регионе. Кроме того к экономическому потенциалу микрорайона можно отнести такие сопутствующие факторы, как личная безопасность и безопасность имущества, определяемые уровнем преступности в данном микрорайоне.

В большинстве крупных городов Европы и мира наблюдается чёткая дифференциация микрорайонов внутри селитебной зоны одного города по уровню экономического потенциала. Наиболее чётко данный фактор выражен в таких европейских мегаполисах как Берлин, Париж и др. На территории России до недавнего времени данная дифференциация практически отсутствовала вследствие искусственного уравнивания социальных условий в различных слоях населения. В настоящее время данная дифференциация начинает наблюдаться в большинстве крупных городов РФ, однако она не так чётко выражена, как в городах других развитых стран мира.

2. Транспортный потенциал.

Среди наиболее значимых факторов социальной комфортности, отнесённых к транспортному потенциалу, можно выделить следующие:

            пошаговая доступность социально-значимых объектов городской инфраструктуры – остановки общественного транспорта, магазины, учреждения здравоохранения и образования;

            доступность общественно-делового центра урбанизированной территории. По мнению ряда отечественных урбанистов, максимальный временной интервал, затрачиваемый человеком при движении на общественном транспорте в общественно-деловой центр урбанизированной территории, не должен превышать 1 часа. Данная доступность складывается из количества маршрутов общественного транспорта и интенсивности их движения на ближайших остановках;

            комфортность передвижения на личном автотранспорте и условия его хранения. Данный фактор складывается из разветвлённости автомобильных дорог, качества дорожного покрытия, вероятности возникновения дорожных заторов, пошаговой доступности мест хранения автотранспорта (автостоянок, гаражей, подземных парковок и т.д.).

3. Социально-эстетический потенциал.

Немаловажную роль в уровень социальной комфортности вкладывают факторы, которые можно отнести к социально-эстетическому потенциалу территории – плотность жилой застройки, этажность застройки, возраст зданий, состояние зданий и тротуаров, объём и качество зелёных насаждений и др.

Основным критерием при оценке экологических факторов является риск возникновения у населения экологически-обусловленных заболеваний. Наиболее точно определить количественные значения данного риска позволяет методология Центра гигиены им. Ф.Эрисмана [1].

Основными факторами комфортности природных условий являются температура воздуха, ветровой режим и рельеф территории.

Оптимальная температура для функционирования жизненных процессов организма – 200С. Учитывая, что на территории РФ в большинстве регионов наблюдается существенное годовое колебание температур, наиболее комфортным для проживания населения можно назвать температурный режим с минимальным колебанием температур [1, 2]. 

Дифференциация температурного коэффициента в пределах одного населённого пункта практически не наблюдается, в связи с чем достаточно, как правило, определить данный коэффициент лишь на одном исследуемом участке [1, 2].

Другим фактором комфортности природных условий, влияющим на величину экологической комфортности, является ветер. Увеличение скорости ветра повышает физический и психологический дискомфорт, однако полное отсутствие ветра также негативно сказывается на экологической комфортности т.к. при штиле не происходит естественного самоочищения атмосферы [1, 2].

Фактор рельефа территории определяется градусом продольного уклона. Оптимальным считается уклон в пределах 1-50. Повышение уклона негативно сказывается на снижении комфортности вследствие затруднения передвижения; отсутствие же уклона также является негативным фактором, так как не обеспечивается естественный сток воды, что влечёт застаивание воды, образование луж во время выпадения осадков, подтапливание фундаментов зданий и другие негативные последствия [1,2].

Для численного выражения величины социально-экологической комфортности введём индекс экологической комфортности (IЭК), выражаемый в баллах и рассчитываемый по формуле:

где:  IЭК – индекс экологической комфортности;

IЭП – индекс экологического потенциала;

IСП – индекс социального потенциала;

IКПУ – индекс комфортности природных условий.

 

В зависимости от величины индекса экологической комфортности представляется возможным дать характеристику экологической комфортности исследуемой территории в соответствии с таблицей.

 

Таблица

Характеристика социально-экологической комфортности территории

в зависимости от величины индекса экологической комфортности

Предложенная методика определения величины социально-экологической комфортности для проживания населения не является абсолютной, так как оценивает лишь основные факторы экологической комфортности для проживания населения.

Пространственное зонирование территории городского округа город Воронеж на основе геоинформационных технологий позволило установить на исследуемой территории 5 зон социально-экологической комфортности городской среды.

1. Зона высокой социально-экологической комфортности – территория, расположенная в северной части Центрального административного района – микрорайон агроуниверситета и прилегающие территории. На данной территории наблюдаются наилучшие показатели качества городской среды, достаточно высокий экономический потенциал, обусловленный высокой стоимостью жилых помещений, высоким процентом хорошо благоустроенной коттеджной застройки, что определяет высокие баллы социально-эстетического потенциала.

Транспортный потенциал данной территории можно отнести к удовлетворительному, что обусловливается проблемой дорожных заторов в утренние и вечерние часы на улице Ломоносова.

Преимущественное перемещение воздушных масс над городом Воронежем, имеющее северо-восточное направление, обусловливает хороший микроклиматический потенциал данной территории.

Индекс социально-экологической комфортности – в пределах 7 баллов.

2. Зона повышенной социально-экологической комфортности – расположена двумя ареалами в правобережной и левобережной частях города. В правобережной части города к данной территории относятся части Коминтерновского, Центрального и Ленинского муниципальных районов; в левобережной – прибрежная территория Воронежского водохранилища.

На данной территории преобладают благоприятные показатели качества окружающей среды. Благодаря различным программам по благоустройству городского округа город Воронеж за последние годы существенно возрос социально-эстетический потенциал. Транспортный потенциал имеет удовлетворительные значения, однако существенно более низкие, чем на территории, отнесённой к зоне высокой социально-экологической комфортности. Микроклиматические условия характеризуются высокой степенью аэрации. Коэффициент социально-экологической комфортности – в пределах 6 баллов.

3. Зона средней социально-экологической комфортности – расположена тремя ареалами – один в правобережной части городского округа и два – в левобережной.

В правобережной части города данная зона расположена в части Коминтерновского, Центрального, Советского и Ленинского муниципальных районов. Данная территория характеризуется наличием зон экологического риска, пониженным транспортным потенциалом, средним социально-эстетическим потенциалом.

В Левобережной части города зона средней социально-эстетической комфортности располагается в Левобережном и Железнодорожном районе восточнее Ленинского проспекта (где наблюдается средний уровень транспортного потенциала, пониженный уровень социально-эстетического потенциала, наличие зон экологического риска по различным показателям), а также отдельным ареалом в микрорайоне Отрожка. Несмотря на высокие показатели качества окружающей среды, комфортность природных условий и социально-эстетического показателя в микрорайоне Отрожка, крайне неудовлетворительный транспортный потенциал позволяет отнести данную территорию лишь к среднему уровню социально-экологического потенциала.

Коэффициент социально-экологической комфортности на данных территориях – в пределах 5 баллов.

4. Зона низкой социально-экологической комфортности – расположена двумя ареалами – в юго-западной части города и в микрорайоне ВАИ. Данные территории характеризуются наличием зон экологического риска, частым появлением неприятных запахов, низким транспортным потенциалом. Преобладание на данной территории жилые здания преимущественно «старой» постройки определяют низкий экономический и социально-эстетический потенциалы.

Коэффициент социально-экологической комфортности на данных территориях – в пределах 3-4 баллов.

5. Зона очень низкой социально-экономической комфортности – расположена в юго-восточной части города (микрорайон Машмет и прилегающие территории). На данной территории наблюдается существенное загрязнение природных сред антропогенными поллютантами, наличие зон экологического риска, постоянный неприятный запах в селитебной эколого-функциональной зоне. Характер и тип застройки, возраст которых составляет несколько десятилетий, определяют низкую социально-эстетическую комфортность. Крайне низкая престижность данного микрорайона определяет отток платёжеспособного населения, что влечёт низкий экономический потенциал территории. Территориальная отдалённость от остальных районов, а также высокий уровень преступности (делающий опасным хранение личного автотранспорта вне охраняемых стоянок) влекут крайне низкий транспортный потенциал.

Коэффициент социально-экологической комфортности на данной территории – в пределах 2 баллов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Епринцев С.А. Оценка экологической комфортности населения урбанизированных территорий / С.А. Епринцев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т.19, № 5. - С. 1410-1412.

2. Епринцев С.А. Влияние микроклиматических условий на распространяемость антропогенных поллютантов на примере городов Центральной России / С.А. Епринцев, О.В. Клепиков, С.В. Шекоян, Е.В. Жигулина // Глобальные климатические изменения: региональные эффекты, модели, прогнозы: Материалы межд. науч.-практ. конф. (Воронеж, 3-5.10.2019). - Воронеж, 2019. - С. 227-230.

№ п/п

Идекс социально-экологической комфортности территории (IэК)

Социально-экологическая

комфортность территории

1

Менее 2 баллов

критически низкая

2

2-3 балла

очень низкая

3

3-4 балла

низкая

4

4-5 баллов

пониженная

5

5-6 баллов

средняя

6

6-7 баллов

повышенная

7

7-8 баллов

высокая

8

8-9 баллов

очень высокая

9

Более 9

оптимальная