|
|||||||||||||||
Факультет Воронежское отделение Русского географического общества (РГО) |
Кафедра экономической географии была открыта в 1935-1936 учебном году. До1937 года она находилась на начальной стадии своего организационного и кадрового оформления. Ее штатный состав составляли лишь два преподавателя (Я.Н. Долгов и С.Д. Афанасьев) и один лаборант. Ситуация существенно изменилась в 1937 г., когда в Воронеж из Иркутска переехал один из крупнейших российских географов проф. К.Н. Миротворцев, ставший первым заведующим этой кафедры Профессор К.Н. Миротворцев принес на кафедру российскую классическую университетскую культуру, знакомство с европейским университетским образованием, богатый опыт практической деятельности в переселенческом управлении и статистической службе. Ведущим доцентом, а потом и профессором кафедры стал Г.Т. Гришин, который привил на вновь образованной кафедре методологию «районной школы» Н.Н. Баранского, тесную взаимосвязь научной проблематики с наиболее актуальными проблемами экономического и социального развития страны и региона, а в методологическом плане – интеграцию экономической географии с теорией обществоведения, экономической науки и территориального планирования. После смерти К.Н. Миротворцева кафедру экономической географии более 20-ти лет возглавлял Г.Т. Гришин, которому она в значительной степени до самого последнего времени обязана своим кадровым потенциалом. В конце 50-х–начале 60-х годов 20 века основные научные исследования кафедры были связаны с разработкой вопросов дробного внутриобластного районирования Черноземного Центра для целей сельского хозяйства. К концу 60-х годов XX в. кафедра сформировалась в зрелый коллектив, способный решать все основные научные и учебно-методические задачи.В начале 80-х годов 20 века заведующим кафедрой стал доцент, а позже профессор Ю.В. Поросенков. В методическом плане работа кафедры в 80-е гг. была направлена на подготовку выпускников по специализации «экономико-географ» в рамках специальности «географ, преподаватель географии». 80-е годы XX века, вероятно, оказались наиболее результативными по крупным обобщающим публикациям. Кафедра оказалась в числе тех вузовских коллективов страны, которые поддержали идею трансформации экономической географии в социально-экономическую (а позже и политическую и рекреационную) географию. Кафедра (наряду с другими географическими коллективами страны) в итоге обосновала концепцию социально-экономического района и системно-структурную методологию его исследования. Преподавательский состав:
Профиль выпускаемых специалистов В соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «05.03.02 География», подготовка бакалавров по профилю экономической и социальной географии» ориентирована на следующие виды профессиональной деятельности: 1) в проектной и производственной деятельности:
2) в контрольно-ревизионной деятельности:
3) в административной деятельности:
4) в педагогической деятельности:
Трудоустройство выпускников За период своей деятельности кафедра социально-экономической географии и регионоведения подготовила большое количество специалистов – экономико-географов, успешно работающих в сфере образования, органах территориального социально-экономического проектирования, прогнозирования и управления. В прошлом преобладающая часть выпускников трудоустраивалась учителями общеобразовательных школ, а потом по мере накопления опыта некоторые из них работали завучами и директорами школ и преподавателями вузов страны. В последние годы выпускники все в большей степени трудоустраиваются на предприятиях и фирмах. Основные учебные курсы Профиль основных преподаваемых дисциплин охватывает следующие учебные курсы:
Учебные и производственные практики студентов
Здесь студенты овладевают специальными методами геологических, геоморфологических, гидрологических, микроклиматических и почвенных наблюдений в полевых условиях. Успешно применяется отдельный блок практики, посвященный проведению специальных снегомерных наблюдений; К основным умениям и навыкам, получаемым на этой практике, относятся отработка плана экономико-географической характеристики отдельного промышленного предприятия, отраслевого комплекса в целом, умение анализировать особенности технологического процесса, структуры управления предприятиями, производственные связи по сырью и готовой продукции, производственной и социальной инфраструктуре. В качестве объектов изучения используются промышленные предприятия г.Воронежа, Нововоронежа;
В процессе которой студенты получают навыки работы с различными геодезическими приборами, осваивают методы производства различных полевых геодезических измерений, в том числе для составления планов и кадастра земель различного назначения;
В процессе прохождения практики студенты овладевают методикой полевых комплексных географических исследований природно-социально-производственных объектов в районах распространения горных, предгорных, межгорно-котловинных классов ландшафтов. Основным районом ее проведения служит Крымский полуостров. За время практики проводится ряд экспедиционных маршрутов, которые охватывают ландшафты Степного Крыма, Внешней, Внутренней и Главной Крымской гряд; карстовые ландшафты Ай-Петринского массива и Красных пещер; эрозионно-тектогенные ландшафты Большого Крымского каньона; оползневые ландшафты Южного берега Крыма; абразионные комплексы и аквальные ландшафты Балаклавской бухты; садово-парковые ландшафты Ливадии; субтропическую растительность Никитского ботанического сада; сельскохозяйственные ландшафты Северной и Южной продольных долин;
Она подразумевает углубленное знакомство с природно-хозяйственными системами Центрально-Черноземного региона и включает в себя изучение специфики различных типов природопользования – недропользования, землепользования, водопользования, лесопользования, рекреационного и заповедного дела. Районами проведения практики являются Воронежская и Липецкая области;
Предполагает формирование у студентов навыков геоботанических исследований, проведения ландшафтно-типологического картографирования, профилирования и составления комплексных описаний природно-территориальных комплексов, инвентаризацию природно-антропогенных систем и оценки их ландшафтно-экологического состояния. Учебная практика проводится на базе государственного природного заповедника «Галичья гора» (Задонский район Липецкой области).
Основные завершенные исследования В 2014 г. под редакцией доктора географических наук, проф. Ю.В. Поросенкова вышел сборник научных трудов сотрудников кафедры социально-экономической географии и регионоведения ВГУ «Муниципальные образования России» (регионоведческий анализ). Сборник научных работ сотрудников кафедры социально-экономической географии и регионоведения ВГУ составлен по результатам их работы за период 2010-2014 гг. в основном на основе материалов Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Муниципальные образования центральных регионов России: проблемы исследования, развития и управления» (Воронеж, 25-26 ноября, 2011 г.), II Всероссийской межведомственной научно-практической конференции«Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления» (Воронеж, 6-7 декабря 2012 г.), I Международной межведомственной научно-практической конференции «Муниципальные образования в регионах России (регионоведческий анализ)» (Воронеж, 15-16 ноября 2013 г.). Скачать сборник Вы можете, перейдя по ссылке: «Муниципальные образования России» (регионоведческий анализ). |
Адрес: г.Воронеж, Тел.: (473) 266-56-54 Лиц. №000718 от 17.02. 2011 Гимн факультета Географы, экологи, туристы, Припев: Профессора, доценты, педагоги, Беречь родную землю наша участь, Прослушать... Видеофильм "О факультете за 20 минут" (322 Мб)
|
|||||||||||||
Отзывы и предложения направляйте по адресу: svetas237@mail.ru |